Приветствую Вас Гость | RSS

Четверг, 28.03.2024, 18:43

Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Погода
Контакты
Индекc: 659444

Адрес: Алтайский край,
Целинный р-н, с.Воеводское,
пер.Магистральный 1

Телефон:
8-385-96-38-3-93 секретарь
8-385-96-38-3-43 глава

Email: Lori-2001@mail.ru
Последн. документы
постановление № 30 от 29.12.2016 года
постановление № 32 от 29.12.2016 года
постановление № 31 от 29.12.2016 года
решение № 61 от 16.11.2016 года
решение № 69 от 23.12.2016 года
Случайное фото
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки

Сайт президента России


Администрация Алтайского края


Целинный районный суд Алтайского края

Портал Государственных услуг Алтайского края

Комитет по образованию Целинного района

Портал Государственных и муниципальных услуг

Прокуратура Целинного района

Целинная районная газета - Восток Алтая

История села Воеводское


Страницы: 1 / 2


      История – это пройденный жизненный путь. Каждый человек прожил свою жизнь и у каждого своё понимание об истории. История должна быть написана справедливо и интересно. В ней надо отразить всю круговерть будней жизни. (М.А. Баулин
       Село Воеводское расположено на юго-востоке западной Сибири в северо-восточной части алтайского края. Его территория находится на 85° 40’ восточной долготы и 52° 53’ северной широты, т.е. в умеренных широтах северного полушария. Расстояние до западных границ около 4500 км, а до восточных – 6500 км , до берегов Северного Ледовитого океана по прямой 2300 км. Географическое положение сказывается на особенности природных условий села. Его территория лежит в Бие-Чумышской возвышенности. Рельеф холмистый. Равнины покрыты степями с островами берёзовых лесов. Территория села вытянута с севера на юг. Расположенное в юго-западной части Целинного района село Воеводское является одним из важнейших сельскохозяйственных сёл района.
       История села Воеводское начинается с сороковых годов XIX века. Первым жителем села был Воевода, высланный царским правительством из Рязанской губернии на вечное поселение. Его довезли до Новониколаевска (Новосибирск). От Новониколаевска до Бийска он шёл один. В Бийске уездные власти направили его в волость (с. Енисейское). Волостной староста предложил ему выбрать место для поселения. Местность от Енисейского до Воеводского была покрыта лесом. Воевода выбрал для поселения место с речкой. Свой путь он отмечал знаками. Вернувшись в Енисейское, он доложил старосте, что выбрал себе место в 25 верстах в северо-восточном направлении от Енисейска. После этого ему разрешили выхлопотать своих родных. К нему приехала жена. С ней он поселился в низовьях нашей речки. Затем сюда много направлялось переселенцев из Европейской части России, после проведённой реформы 1861 (отмена крепостного права). Год образования села считается 1782 г. К этому времени в селе насчитывалось около 40 дворов, Это были беглые крестьяне и группа татар, которые и стали основателями нашего села. Посёлок находился в низменном месте, где каждый год жители терпели беды из-за наводнения. Поселенцы решили строить дома на более высоких местах. Так возникла первая улица, которая сейчас называется Сибирской. Территорию нашего селения, в первые годы его существования, пересекали дорожные тракты, соединявшие соседние сёла с появившимся несколько раньше городом Бийском. Те грунтовые дорожные тракты ещё долгие десятилетия служили связующим звеном сёл и селений.
       В зимнее время, особенно перед новым годом и весен¬ними праздниками, нескончае¬мые обозы двигались в сторо¬ну Бийска, где крестьянин ис¬кал рынки сбыта своей про¬дукции, созданной руками и потом, оставшимся на загру¬бевшей домотканой холщо¬вой рубахе. Многие обозы из дальних сел останавли¬вались на ночевку в Воевод¬ском, чтобы чуть свет продолжить свой путь в Бийск и в мо¬роз, и в буран, которыми бы¬ли так богаты сибирские зи¬мы.
       Заселение некогда пусту¬ющих земель Алтая шло под воздействием различных при¬чин социального, экономичес¬кого и политического поряд-ка. Как в нашем селе, так и в дру¬гих селах можно было встре¬тить и беглых каторжан, и служивых людей, которых по¬сылали на покорение Сибири. Может быть, фамилии Доновых и Коноваловых, Симахиных и Щербаковых, Воробье¬вых и Баниных и составили тот костяк села, предки кото¬рых могли быть и беглыми солдатами, и политическими ссыльными, или другими неугодными властям людьми.
       Трудно сказать, какими причинами было обусловлено большое заселение здешних мест нашими предками, при¬бывшими в разное время из разных мест огромной Рос¬сийской империи. Может быть, и это скорее всего так, их прельщали необъятные степные просторы, богатство растительного и животного мира, а может, и наша в те годы еще безымянная речка Сухая с ее чистой, прозрач¬ной водой и заросшей пой¬мой, и речка Аникина. Здесь всё ещё можно встретить и услышать пение сибирского соловья, кряканье редких стаек диких уток и чирков, до сих пор нас не покинула кукушка, встретишь напуганного зайчонка, и про¬бежит рыжая лисица. А ведь еще в тридцатые годы и сразу после войны в речках и при¬легающих к ним, а сейчас засохших водоемах, водились гагары, множество других птиц.
       Массовое заселение дерев¬ни началось с отменой кре¬постного права в России, то есть с 1861 года. А пока, невесть как попавшие «чалдо¬ны» из семей Коноваловых, Колесниковых, Симахиных, Усовых, Доновых, Щербако¬вых организуют улицу Сибир¬скую, со своим бытом, укла¬дом, традициями. Она, эта улица, и сейчас стоит особня¬ком, хотя многих ее преж¬них жителей уже нет. Одни умерли, других изгнали в пе¬риод сталинского геноцида (сталинских репрессий). Если переселенцы времен «воеводы» могли заниматься на первых порах охотой, ры¬боловством и разведением жи¬вотных, то жители улицы Си¬бирской уже хорошо освоили земледелие: возделывали пшеницу, из огородных культур: картофель, подсолнечник, лук, чеснок. К моменту массового переселения крестьян с Украины, сибирские семьи разрастались, занимали все новые и новые земельные участки, строили добротные дома – пятистенки. Свои усадьбы обносили плетневы¬ми огородами оградами, и с появлением продольной распиловки леса строили большие амбары, крытые тесом. Животновод-ство велось убогими метода¬ми. Как правило, дом сибиряка из более имущей семьи пред¬ставлял пятистенок с неболь¬шими окнами с целью сохра¬нения тепла в зимние холода. При входе в дом имелось высокое крыльцо, тесовые или рубленые сени с кладовой. Из сеней вёл ход в прихожую, где помещалась русская печь, сбитая из сырой глины, над которой выстраивались палати из досок. На этих палатях проводили все время ребя¬тишки и старшие дети-под-ростки. Прихожая была рабо¬чей комнатой крестьянской семьи. В этой комнате готови¬лась пища, свершались завтра¬ки, обеды и ужины, здесь же при зимних отелах и окотах сохраняли телят и ягнят, сушили сбрую, справля¬ли праздники и вечеринки, ткали холст, вязали чулки, носки, рукавицы, а перед ре¬лигиозными праздниками в прихожих стояли кадушки с солодом и брагой для произ¬водства самогона.
       Сибирский быт, особенно до прибытия переселенцев с Украины, отличался суро¬востью в отношениях, замк¬нутостью в пределах своей семьи или близких родствен¬ников. Мужчина являлся власт¬ным управителем своей семьи. Без него, если он был дома, не начинался ни завт¬рак, ни последующие трапезы.
       Ему беспрекословно подчиня¬лись и сыновья, и дочери, и жена. Он решал, кому и когда жениться, выходить замуж, что построить, что купить и сколько продать, что посеять. Он любил дисциплину и поря¬док во всем. Ясно, что от гла¬вы семьи зависел достаток или отсутствие его, благополучие всех.
       Массовое переселение с Украины было 1890-1895 годы. В это время прибыли семьи Кравченко, Редько, Тимченко, Шинкаренко, Заковоротние, Клименко. В эти же годы или чуть позже — Сутушко, Захарченко, Лев¬ченко, Летвиновы, устраивая свои усадьбы в районе улицы Сибирской или продолжая ее.
       Вверх по речке Чемровке, возвышенная часть поймы застраивается прибывшими семьями Шушуевых, Скачек, Бабак, Сипливых, Татарченко, Кальченко, Череватенко, Корецких, Лещенко, Слабей, Гальченко, Тимко, Ивченко, Ильченко, чуть дальше семьи Плюта, Зеленских, Михайленко, Полищук, Бойко и др.
       За счет прибывших из цент¬ральных областей России и Украины с каждым годом ко¬личество семей все увеличи¬валось. По Заречной строят свои подворья братья Коври¬га, Полищук, Бойцовы, Ейбог, Абрашины, Цымбал, Петрак, Баулины, Колесниковы, Лучшевы. Потомственно воеводскими остаются фамилии Нагорных, Величко, Кулак, Роенко, Мерзликины, Шарапа, Кукса, Коротких, Лозовые, Михайленко, Тарасенко, Вакуленко, Райда, Калиниченко, Шестак. Многие и сейчас жи-вут в селе.
       Как бы там ни было, в 1901-1907 гг. из прибывших семей украинцев, коренных «чалдонов» и жителей Цент¬ральной России (их называли «кацапами») образовалась большая деревня с населением в полторы-две тысячи чело¬век со своим укладом жизни, своими обычаями, традиция¬ми, родственными связями.
       В предоктябрьские годы, наши земляки уже достаточ¬но овладели основами хозяй¬ствования на своих земельных участках, создавали опреде-ленные запасы зерна на слу¬чай бедствий. Оставляли и страховые фонды, которые состояли из взносов всех се¬лян в конце уборки урожая и хранились в так называемых «мангазеях». Наши предшественники за-нимались земледелием, по су¬ществу, голыми руками. Прежде чем добыть зерно из колоса, требовалось скосить стебли зерновых. Эту работу делали мужчины и женщины, сначала – серпами, затем – косой, и только, к 1907 году в селе появились первые сенокосилки и жатки отечественного и иностранно¬го производства. Первыми владельцами сельскохозяйст¬венных орудий, облегчающих труд земледельца, были Роман Васильевич Рыбалко, Ми¬хаил Степанович Коврига, братья Банины, Щербаковы, Клименко и другие жители села. Скосив хлебную массу в кучки, их требовалось связать в снопы уложить в сусло¬ны, затем через десяток дней уложить в скирды, и только потом приступать к обмолоту. А молотили цепом, состоя¬щим из двух разных по размеру палок, связанных свобод-ным узлом из сыромятины. Один конец такого орудия на¬ходился в руках хлебопашца, а другой, более короткий, использовался для ударов по хлебной массе. И так час за часом крестьянин взмахивал цепом, выбивая из соломы зерно. После обмолота соломистая масса протрясалась вручную, зерно собиралось, складирова¬лось в амбары, и только теперь оно могло быть источником энергии для самого крестья¬нина, его семьи и растущего рабочего люда в городах и по¬селках.
       Массовой и нелегкой была пора заготовки сена, которая тоже начиналась с косовицы трав ручными косами, копне¬ния и скирдования. И здесь работа в поле отличалась сво¬еобразием, в зависимости от групп населения. Если «чал¬доны» скирдовали сено в скир¬ды, то «хохлы» — в стожки.
       Люди отличались физичес¬кой выносливостью и силой, в большинстве своем они были рослыми, крепкими, не жало¬вались на усталость.
       Все воеводские жители стремились к продлению своего рода, развитию крестьянского хозяйства, освоению новых ремесел, к тому, чтобы в каждом доме был достаток.
       В те предреволюционные годы в селе работали две коо¬перативные лавки, три молокоприемных пункта, три водя¬ных мельницы, функциониро¬вала крупорушка. Сельчане перерабатывали продукцию своего производства, многие из них владели раз¬личными ремеслами, и этим гордились, дорожили. Каждый стремился не отстать от своего соседа ни в коли¬честве скота на дворе, ни в объемах собранного урожая, ни в убранстве лошади и добротности повозки. Выделялись своей предприимчивостью, хозяйской сметкой семьи Коноваловых, Усовых, Щербаковых, Баниных, Симахиных, Клименко, Кулаковых, Тисленко и др. Многие семьи заново отстроили свои дома и подворья, заводили машины и оборудование. Иван Степано-вич Граблоский открывает свою кузницу, братья Щерба¬ковы, Роман Васильевич Рыбалко, Михаил Степанович Коврига, Банины – приобретают сенокосилки германского производства, а Коноваловы — молотилку-брызгалку.
       Сгоревшая в 1907 году цер¬ковь вновь отстраивается, и в 1914 году она уже работает, воспитывая у крестьян веру в лучшую жизнь, доб¬рые отношения, высокую нравственность.
       До 1895 г школы в селе не было, а поэтому обучение отдельных людей азбуке и чтению занимался по просьбе родителей на дому житель села Хорев. В 1895 году была основана Церковно-приходская школа в помещении церковной сторожки и представляла из себя здание, похожее на амбар, где была одна классная комната. Первым учителем Церковно-приходской школы был Клименко Андрей, а первыми учениками были Кирнос Я., Кисленко Я., Сутушко С., Плюта Д., Данченко, Гриненко. Девочек в школу не принимали. В школе всего училось 10 – 12 человек. К 1907 – 1908 учебном году число учащихся возросло до 30 человек, появились первые ученицы, Ильченко А., Райда И. Старые (первые) здания школ размещались в этом же районе, где и сейчас расположена школа. В школе дети изучали русский язык, арифметику, чистописание и закон божий. К нерадивым учащимся применяли меры наказания: оставление без обеда, выстойка в углу на ногах или коленях, удары линейкой, исключение из школы. Церковно-приходская школа существовала до 1919 года. В 1919 году школа была реорганизована в советскую начальную школу, был изменён учебный план и отменён закон божий. Количество учащихся увеличивалось, был открыт 4-ый класс. В 1922 году был открыт 5-ый класс, учителем была Банина Нина Еремеевна, в этом классе она вела все предметы. Её муж, Банин Гаврила Васильевич, преподавал в начальных классах. В 30-е годы было построено несколько школьных зданий. На месте сгоревшей церкви было построено 2-х этажное здание школы с небольшим актовым залом. Улучшилась материальная база школы. Усадьба школы была огорожена оградой, заложили плодово-ягодный сад, теплицу. Школа приняла культурный вид. Количество учащихся всё увеличивалось. В 1937 году открывают 8-й класс. В 1937 – 1938 году была создана первая комсомольская организация из 2-х учителей и 2-х учащихся. Первым секретарём комсомольской организации была Вислогузова Евдокия Николаевна. В конце 30-ых годов было заложено строительство семилетней школы на 280 мест, но строительство было законсервировано в связи с началом ВОВ. В военные годы условия для занятий были крайне трудными, школа почти не отапливалась, чернила в чернильницах замерзали. Учащиеся сидели в верхней одежде, не было бумаги, писали на старых газетах между строк, школа не имела ламп, в вечернее время занимались при коптилках. И только в 50е годы продолжилось строительство кирпичной школы (фото 1). К концу 60х годов к этому зданию пристроили ещё 6 классных комнат и спортзал. Эта школа до сих пор принимает учащихся. Школа с. Воеводское
       Управление селом до Октябрьской революции осу¬ществлялось сходом жителей села, на котором избирали старосту и писаря. Если ста¬роста выполнял свои обязан¬ности на общественных нача¬лах с небольшой доплатой из волости (сначала Енисейской слободы, затем Марушинской волости), то писарь считался освобожденным работ¬ником с окладом, хотя тот и другой имели свои наделы земли, также пахали пашню, растили хлеб и скот.
       Гражданская война прошла стороной село Воеводское, хо¬тя в Марушке колчаковцы расстреляли группу селян, отказавшихся служить и воевать на их стороне. Была мо¬билизована часть лошадей, продовольствие, и на этом у нас закончились события тех грозных лет, в которые были вовлечены миллионы крестьян и рабочих.
       С 1921 по 1928 годы населе¬ние села стабилизировалось, крестьянские хозяйства окреп¬ли, набрали силу, стали объе¬диняться в товарищества по совместной обработке земли.
       К моменту коллективизации деревни, к 1928 году, в селе насчитывалось 430 – 460 дворов, среди которых 10 – 15 % были слабыми хозяйствами по разным причинам. В эти годы в селе насчитывалось 1200 – 1300 лошадей, столько же коров, до 1300 овец, 2000 – 2500 свиней, и множество птицы, не считая молодняка скота. Селом производилось примерно 100000 центнеров зерновых, покрывалась потребность в других продуктах, немалая доля их вывозилась на рынок.
       В марте 1929 года в селе организуется первая коммуна из воеводской, верх-марушинской, бочкаревской бедноты. На хутор «Свобода» были све-зены дома и имущество рас¬кулаченных семей, построены контора, столовая, бригадный дом. Всего в поселке были построены около сорока дворов с площадью пашни около 700 гектаров. Первыми коммуна¬рами коммуны были Кузь¬ма Матвеевич Переход, став¬ший ее председателем; Васи¬лий Петрович Перевертайло, Василий Васильевич Чирков, Одинцовы, Ненашевы, Гусевы и другие. Коммуна (она называлась имени Эйхе), просуществовала недол¬го - столько, на сколько хвати¬ло продуктов, и материальных ценностей, изъятых у репрсированных и изгнанных из села жителей.
       В 1930 году ее преобразовали в колхоз имени Тельмана, бухгалтером колхоза дол¬гое время работал Степан Егорович Полосухин, затем Яков Николаевич Ганов. На землях, раннее арендуемых Гариным и Бабушкиным, организуется колхоз имени Крупской. Членами этого колхоза были крестьяне по фамилии Тепляевы, Бабак, Кушнаренко, Заковоротние, Доновы, Третьяковы. В 1931 году в с. Воеводское, в заречье, организуется первый колхоз «Непобедимый», в который объединились 16 дворов. Председателем колхоза был выбран Фёдор Бойко. В тот же период создаётся колхоз «Украина», затем он сливается с колхозом «Непобедимый». Председателем вновь организованного колхоза избирается Иван Егорович Миронов. В юго-западной части села был создан колхоз «им. Молотова», а на северо-восточной стороне колхоз «им. Ворошилова». Председателем сельсовета в 1933 – 1936 году работал крестьянин из Ложкино Иван Каренкин. В 1929 – 1933 в селе была закончена коллективизация создана 5 колхозов. В результате раскулачивания репрессий село потеряло до 200 жителей, за пределы края выехало до 40 семей. В 1939 году село Воеводское становиться районным центром переведённым из Ложкино (Марушинский район). В эти годы складываются отношения колхозов с организованной Бочкарёвской МТС, директором которой многие годы работал Степан Андреевич Афонин, инженером – Михаил Иванович Свиридов, секретарём парторганизации – Павел Иванович Шестернин, агрономом – Клавдия Семёновна Будкеева. В каждой бригаде всех 5 колхозов от МТС работало по одному тракторному отряду, трактористами трудились местные колхозники. Все механизаторы, работавшие в колхозах, получали заработную плату в МТС и натуральную оплату в колхозах.
       С объявлением войны, были мобилизовали колхозники и другие мужчины, работавшие в районных организациях. Всего из села было призвано около 700 человек. В «Книгу памяти» №7 (страница 615) занесено 316 человек, которые не вернулись с фронта.
       Был мобилизован конный транспорт, на фронт отправили последний гусеничный трактор ХТЗ – НАТИ. В селе создалось крайне тяжёлое положение.
       В селе по¬явились солдатские вдовы. Они, пережив горе утраты, не потеряли человеческого достоинства, выстояли в тяжёлые военные годы. Руками таких тружениц, как Анастасия Прокопьевна Костина, Марии Федоровна Баулина, Анна Акимовна Вакуленко, Марии Семёновна Величко, Анна Тимофеевна Гайдобрус, Мария Илла¬рионовна Заковоротних, Екатерина Дмитриевна Землянских и многих других, выращивался хлеб, содержался колхозный скот. На пят¬надцати – шестнадцати¬летних ребятах и девча¬тах да на женщинах держалась Россия в ту военную пору.
       К концу войны, после ряда мобилизаций и сбо¬ра теплых вещей для нужд фронта, жители деревни переживали пору отчаянной бедности и безысходности.
       Почти в каждую семью стучался голод, А фронт, требовал все новых и новых жертв, людских и материальных. Был сдан государству почти весь кол¬хозный и частный скот, все зерно. Основным продуктом питания для сельчан оста¬вались картошка да ово¬щи. В колхозы возвратились далеко не все.
       Тяжёлыми оставались условия жизни и в годы послевоенной разрухи. Нахватало техники и механизаторов, поля пахали парами лошадей запряжённых в плуг, в ручную выполняли и другую работу. И так было день за днём, без праздников и выходных. И только вечерами ходили на «тырло», послушать песни и поплясать под гармонь и балалайки. Трудно и долго поднимались колхозы из нищеты и военной разрухи.
       Значительное оживле¬ние колхозов наступило в 1954 году, с началом подъема целинных и за¬лежных земель. Весной этого года в село посту¬пило много новых трак¬торов ДТ-54, первые са¬моходные комбайны, дру¬гая техника. Прибыли первые переселенцы-це¬линники, механизаторы из Чувашии - Борис Зиновьевич Зиновьев, Илья Семенович Смирнов, Анатолий Тарасович Тимофеев и др. Их было 10 человек. Работали люди в 2 смены. Жили в вагончиках на полевых станах. с. Воеводское - Зерносушилка 1956 г. Коткова С.И. вторая слева Урожай в 1954 году был очень хороший. Люди впервые за послевоенные годы вдоволь наелись своего хлеба. В январе 1955 года в село приехали строители из Донецкой области. Строить зернохранилища и элеваторы. Добровольцами по комсомольским путёвкам ехали каменщики, плотники, штукатуры, маляры, и др. Приехало 25 комсомольцев. С первого колышка на огромном пустыре поздней зимой уже начали строить зерносклады. Одними из первых были Однораленко Иван Васильевич, Джумалинов Николай Доржинович, Баярищев Нестер Егорович, Коткова Светлана Ивановна. За первый год построили 6 складов. Всю работу выполняли вручную. В 1956 году построили первую зерно- сушилку (Фото 2) и ещё 2 склада, три из них были механизированы. К 1961 году была построена ещё одна сушилка и 4 склада. Урожаи всё повышались, построили ещё 3 склада. Всего складов было 17, построили в дальнейшем весовую, электроцех, проходную, гараж, лабораторию, контору, столовую для рабочих. Первым директором ХПП был Андронов. Много сменилось директоров, пока не пришла Хвостова Мария Петровна. Сначала она работала зам. директора ХПП, а потом директором с декабря 1972 - 2000 год. Общий стаж работы ХПП 40 лет. У неё была верная команда: главным бухгалтером был Прохоров Иван Васильевич, зав. лаборатории Прохорова Нина Владимировна, главным инженером Доровик Анатолий Васильевич.


Страницы: 1 / 2